Поездной диспетчер
Никто, кроме поездного диспетчера, не имеет права давать оперативные распоряжения по движению поездов.
Цель работы
Цель работы поездного диспетчера заключается в обеспечении движения поездов и местной работы на участке в соответствии с графиком движения поездов и оперативным планом, а также в соблюдении максимального уровня безопасности движения.
Дежурный по станции
Начальник поезда
Начальник поезда держит под контролем всё, что происходит в поезде:
- отвечает за своевременную отправку и прибытие поезда и безопасность пассажиров в пути;
- руководит работой проводников всех вагонов и технического персонала;
- разбирает конфликтные ситуации и жалобы пассажиров.
Во время посадки пассажиров в поезд и в пути следования начальник поезда становится руководителем не только проводников, но и покровителем сотен пассажиров, комфорт, здоровье и жизнь которых — на его личной ответственности. Он уверен в себе и своей компетентности и всегда знает — в каких случаях вызвать транспортную милицию, в каких — скорую помощь, а где можно уладить конфликт или решить проблему своими силами.
В любом путешествии могут произойти непредвиденные обстоятельства, и задача начальника поезда по возможности предотвратить их. Ситуации бывают разные: от перемены мест пассажиров до необходимости задержки отправления поезда.
Электромонтёр СЦБ
Сигналист
Старший электромеханик СЦБ
Осмотрщик-ремонтник вагонов грузовых
Осмотрщик-ремонтник вагонов пассажирских
Проводник пассажирского поезда
Машинист
Помимо машиниста, в локомотивную бригаду обычно входит помощник машиниста, а на паровозе — ещё и кочегар. В некоторых случаях (например, на маневровых локомотивах и в поездах метро) локомотивная бригада может состоять только из машиниста — так называемое «управление в одно лицо».
Работа машиниста (в том числе и помощника машиниста) невозможна без отличного зрения, цветоощущения, точного глазомера, острого слуха, так как он постоянно связан с движением поездов большой массы, с высокими скоростями, в любое время суток и года. Требования к здоровью и физической подготовке машиниста, находящегося на поездной работе, одни из самых высоких по сравнению с другими профессиями. Восемь из десяти кандидатов отсеюваются только при поступлении на медкомиссии, далее еще половина при профотборе на основе оценки морально-волевых качеств и психологической подготовки.
Машинист должен обладать такими качествами, как большая ответственность, сохранение хладнокровия и самообладания в любой сложной и нестандартной обстановке, способность принимать единственно правильные и взвешенные решения в конкретной ситуации. Именно поэтому очень высоки требования к интеллектуальным возможностям кандидата.
На сегодняшний день машинист локомотива (МВПС) является самой высокооплачиваемой и престижной профессией на железнодорожном транспорте. На должность машиниста назначается, как правило, опытный и грамотный помощник машиниста, сдавший экзамен в комиссии депо и прошедший психофизиологический отбор. Кандидаты с высшим техническим образованием пользуются преимущественным правом для назначения на должность, а для работы на высокоскоростных поездах - и со знанием английского языка.
Электромеханик связи
Некоторые занимаемые должности специалистов в области связи: электромонтер, электромеханик, старший электромеханик.